Признание гражданина безвестно отсутствующим в судебном порядке

Ежегодно в России тысячи людей пропадают без вести.

Однако, регулирование гражданских отношений предполагает личное участие гражданина в правоотношениях с третьими лицами.

В связи с чем, исчезновение человека создает ряд правовых сложностей, как для близких ему людей, так и для третьих лиц, в т.ч. и для лиц являющихся его кредиторами.

С целью устранения неопределенности в семейных, гражданских, жилищных, наследственных, налоговых и других правоотношениях, которыми связан без вести пропавший гражданин законодателем предусмотрен институт признания такого гражданина безвестно отсутствующим.

Эта процедура регламентируется главой 30 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) и ст.42 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК).

Признать гражданина безвестно отсутствующим можно только в суде общей юрисдикции в порядке особого производства с обязательным участием прокурора.

Заявление в суд подается по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

ГПК РФ не определяет, кто может быть заявителем по данным делам. Соответственно, с таким заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо. Практически заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. В заявлении обязательно должна указываться цель признания лица безвестно отсутствующим, которая должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим. Если такая цель заявителем не указана, то суд оставит заявление без движения и установит срок для исправления недостатков.

Анализ действующего законодательства РФ позволяет нам выделить наиболее знаковые цели признания гражданина безвестно отсутствующим:
– передаче имущества безвестно отсутствующего в доверительное управление;
– назначение пенсии несовершеннолетним по случаю потери кормильца;
– получение социальных выплат по оплате коммунальных услуг за жилое помещение, находящееся в совместной собственности с лицом, пропавшим без вести;
– снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства;
– расторжение трудового договора;
– расторжение брака;
– получение материнского капитала.

Таким образом, заинтересованными лицами в суде могут выступать супруг, родители, дети, работодатель, а также иные лица.

С целью принятия мер к передаче имущества безвестно отсутствующего в доверительное управление, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.

По данной категории дел обязателен предварительный розыск пропавшего гражданина органами полиции. В связи с чем, при подготовке дела к судебному разбирательству суд устанавливает, возбуждалось или нет розыскное дело и каковы результаты розыска, а также направляет запросы в различные государственные органы и организации с целью установления места нахождения пропавшего: отдел судебных приставов; пенсионный фонд; ЗАГС; налоговый орган; медицинские учреждения; кредитные организации (банки); операторам сотовой связи; почтовые отделения; по месту работы и т.д.

Кроме этого выяснению подлежит круг родственников, друзей и знакомых пропавшего с целью их последующего допроса в качестве свидетелей по делу.

Согласно ст.42 ГК РФ гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если установить день получения последних сведений о гражданине невозможно, началом исчисления года считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о нем, а если невозможно установить и этот месяц – первое января следующего года.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в целом, суды успешно справляются с рассмотрением дел указанной категории и принимают решения в соответствии с законом. Однако имеются и исключения.

Наибольшую сложность представляют дела, когда в отношении пропавшего гражданина возбуждено уголовное дело, и он находится в розыске.

Так, например, решением Великолукского городского суда Псковской области от 25 октября 2017 года И.Р.А. отказано в удовлетворении заявления о признании безвестно отсутствующим ее супруга, сведения о котором отсутствуют по его последнему месту жительства с 2012 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 января 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что представленные заявителем сведения недостаточны для удовлетворения заявления о признании гражданина И.С.Н. безвестно отсутствующим, поскольку имеются основания полагать, что он может умышленно скрываться от правоохранительных органов с целью уклонения от наказания за совершение им преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 30 октября 2018 года № 91-КГ18-6 вышеуказанные судебные постановления были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обосновании своей позиции Верховный Суд РФ указал, что по данному делу юридически значимым обстоятельством применительно к ст.42 ГК РФ являлось выяснение судом вопроса о наличии каких-либо сведений об И.С.Н. по месту его жительства, а также иных сведений о месте его пребывания за последний год, в том числе при проведении розыскных мероприятий в рамках возбужденного уголовного дела.

Однако, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления И.Р.А. лишь на том основании, что И.С.Н. находится в федеральном розыске и может умышленно скрываться от правоохранительных органов.

Между тем, сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела без оценки сведений, добытых в результате такого розыска, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, что не было учтено судебными инстанциями.

С учетом изложенного, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления И.Р.А. о признании И.С.Н. безвестно отсутствующим является неправомерным.